КРОВАВЫЕ ВЫХОДНЫЕ В ТОЛЬЯТТИ: БУДУТ ЛИ СДЕЛАНЫ ВЫВОДЫ?
Давно такого не было. Хотя знаменитый Стас Кутузов почти на каждой гонке поет из динамиков про пилораму и кровавую рану, чемпионат мира в Тольятти превзошел все поэтические образы. Ситуаций, когда ничего с этим не поделаешь, может возникнуть много. Яркий пример – коллизия между двумя Никитами в первый день в 14-м заезде. Нога Толокнова попала под капот мотоцикла Богданова, - никак не вырвать обратно, и тут «пилорама» сделала свое дело. Печально и обидно, такое бывает раз в сто лет, и вот надо же этому случиться!
Другое дело ситуация в 13-м заезде во второй день. Виновником падения Ивана Хужина стал как бы Дмитрий Хомицевич: заклинило двигатель, резко упала скорость. Хужину ничего не оставалось, как метнуться вправо и попытаться проскочить между лидером и тюками. Места не хватило, зацепил тюк, катапультировался и мотоцикл, который мог, кувыркаясь, упасть куда угодно, угодил именно в ногу гонщика. Мгновенное касание и тяжелейшие последствия.
Кто виноват? Резко замедливший ход соперник или сам пострадавший, рвавшийся в «Большой финал», и имевший все шансы подняться на пьедестал? Это был его день, Ивана Хужина. Так, как в Финале 2 ЛЧМ-2022, он не ездил еще никогда в жизни. Оставил позади чемпионов мира Валеева и Колтакова, уступил Кононову, но выиграл старт и возглавил гонку в заезде с Хомицевичем и Богдановым. И еще неизвестно, каким бы приехал. Но даже если третьим, впереди оставался легко выигрываемый 20-й заезд против Ивемы, Ала-Риихимяки и Цорна и верные 12 очков. Дмитрий Колтаков имел после трех серий шесть очков, теоретически не мог набрать больше 12, но имел бы всего две тройки против трех у Хужина. Но Иван Хужин не занимался расчетами. Он хотел победить с блеском, поэтому не закрывал ручку газа.
Выходит, сам зацепился за тюк – сам и виноват?
Думаю, что не сам. Виноваты пресловутые тюки вдоль прямых. Был бы снежный вал – чиркнул подножкой и поехал дальше. В любой гонке так, не только в этой. Но ведь эта священная корова российского ледового спидвея – тюки вдоль прямых – становится камнем преткновения чуть ли не в каждой гонке. То его зацепит и вытащит один гонщик, а другой врежется и сделает сальто. То упадет и получит травму сам зацепивший, как Хужин. То вообще судьи случайно увидят тюк на дорожке уже после финиша, и хотя никто его не зацеплял и скорости не сбрасывал, полчаса прокручивают видеозаписи, чтобы выявить виновного и с наслаждением вписать ему в протоколе буковку Д.
В спидвее надувные борта появились гораздо позже, чем соломенные тюки в гонках на льду. Поэтому вначале, по образу и подобию ледовиков, их укладывали по всему периметру дорожки. Но уже после нескольких случаев, когда зацепившегося гонщика выбрасывало перед мчащимися позади соперниками, с прямых эти надувные борта убрали. И они, уложенные на поворотах, стали служить своей основной цели – уменьшению количества и тяжести травм.
В гонках же на льду они наоборот, способствуют увеличению травматизма. Если бы тренеры собирали статистику травм и анализировали ее, то наверняка обратили бы на это внимание. И что самое удивительное, хотя на этот момент неоднократно обращало внимание гонщиков и тренеров руководство комиссии МФР по гонкам на льду, со стороны, казалось бы, больше всего заинтересованных лиц никаких предложений не поступало. Нет идей ни по усовершенствованию в отношении безопасности конструкции мотоцикла, ни по оборудованию треков.
Понятно, люди смелые и крепкие, им все нипочем. Выйдут из больницы – и снова на мотоцикл. И сами герои, и народ уважает. И будут вспоминать много лет и детям и внукам рассказывать.
Но разве это нормально? В былые времена в Формуле-1 в год погибало по три пилота, и тоже считались героями. Но трехкратному чемпиону мира Джеки Стюарту быть героем посмертно не понравилось, он бросил гонки и начал борьбу за их безопасность, которая привела к нынешнему положению дел. То же самое в шоссейно-кольцевых мотогонках, где средняя скорость вдвое выше, чем в гонках на льду. Там тоже были приняты серьезные меры. Бесконечная череда смертей прекратилась, но количество зрителей не убавилось.
В ледовом спидвее для повышения безопасности, по сравнению с этими видами, нужны копеечные изменения. Например, убрать тюки безопасности на прямых на метр от дорожки, а ее наружный контур соорудить из снежного вала, поливая его для ориентировки гонщиков той же синей краской, которой размечают внутренний контур. Может найдутся и другие решения, еще более эффективные.
Но нынешнее использование этих тюков – бессмыслица, если не полный бред. И сигнал, который ценой своего здоровья дал Иван Хужин, должен дойти до сознания всех причастных к проведению гонок и участию в них.